Предложены требования к участию кредитных и некредитных финансовых организаций в финансовых группах и финансовых холдингах
Законопроект вводит понятия финансовой группы и финансового холдинга, а также условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или финансовыми холдингами. В частности, финансовой группой признается объединение юридических лиц, находящихся под контролем или значительным влиянием одной кредитной или некредитной финансовой организации, а финансовым холдингом - объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40 процентов.
Законопроектом устанавливаются общие требования к деятельности финансовых групп и холдингов (в частности, обязанность уведомлять Банк России об образовании финансовой группы и холдинга, раскрывать информацию о деятельности финансовой группы и холдинга, составлять и представлять в Банк России отчетность), а также требования к финансовой устойчивости финансовых групп (норматив достаточности капитала финансовой группы, требования к системам управления рисками и капиталом и внутреннего контроля финансовой группы, требования к плану восстановления финансовой устойчивости финансовой группы).
Банк России наделяется рядом полномочий в отношении финансовых групп и холдингов, необходимых для осуществления эффективного надзора за деятельностью НФО на консолидированной основе (в частности, правом требовать признания объединения финансовой группой или холдингом, правом ограничивать проведение кредитными организациями и НФО - участниками финансовой группы (холдинга) отдельных операций с иными участниками финансовой группы (холдинга), правом проводить оценку систем управления рисками, капиталом и внутреннего контроля финансовой группы) и полномочием направлять предписание акционерам (участникам) НФО в случае совершения указанными лицами сделок с НФО, повлекших потерю финансовой устойчивости НФО или финансовой группы.
Отмечается, что в законопроекте реализован принцип пропорциональности регулирования: его требования распространяются только на те виды НФО, в отношении которых на индивидуальной основе установлены требования к финансовой устойчивости (негосударственные пенсионные фонды, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (кроме инвестиционных советников), организаторы торговли, клиринговые организации, управляющие компании, микрофинансовые организации). Кроме того, предусматривается право Банка России не распространять отдельные требования законопроекта на финансовые объединения с небольшим масштабом деятельности.
Источник: consultant.ru