12.04.2023
Конституционный Суд защитил право работников на проценты (денежную компенсацию) в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат
Конституционный Суд защитил право работников на проценты (денежную компенсацию) в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат
Обязанность работодателя уплатить проценты (денежную компенсацию) возникает в силу нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере. Возложение на работодателя данной обязанности дает основания предполагать, что он должен быть осведомлен о наличии задолженности перед работником (т.е. задолженность не является спорной) и что, погашая ее, он должен одновременно уплатить и соответствующие проценты (денежную компенсацию).
Если работодатель выплатил работнику все причитающиеся ему выплаты в полном объеме, но с нарушением установленного срока либо в установленный срок, но не в полном размере и отказывается уплатить проценты (денежную компенсацию), то работник не лишен возможности воспользоваться правом на судебную защиту.
В то же время право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено также в случае, если работодатель вовсе не начисляет и не выплачивает полагающиеся работнику выплаты. Часть же первая статьи 236 ТК РФ не позволяет однозначно определить дату, с которой — в случае признания за работником решением суда права на получение выплат — следует начислять соответствующие проценты (денежную компенсацию).
Часть первая статьи 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.
Федеральному законодателю надлежит внести в указанную норму необходимые изменения. До этого проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда они должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
12.04.2023
Скорректированы контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС
Скорректированы контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС
В связи с изменениями, внесенными Приказом ФНС России от 12.12.2022 N ЕД-7-3/1191@ в форму налоговой декларации по НДС, в новой редакции изложены пункты 1.1, 1.2, 1.52 контрольных соотношений показателей налоговой декларации, доведенных письмом ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
12.04.2023
С 1 июня 2023 года вводятся особенности обеспечения заявок на участие в закупках для госнужд, если участниками являются иностранные лица из государств ЕАЭС
С 1 июня 2023 года вводятся особенности обеспечения заявок на участие в закупках для госнужд, если участниками являются иностранные лица из государств ЕАЭС
Постановлением установлены особенности, касающиеся, в частности, перечисления денежных средств в счет обеспечения заявки на участие в закупках, требования к информации, которую необходимо отразить в заявке, порядок и условия возврата внесенных денежных средств в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 статьи 44 закона о контрактной системе.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
12.04.2023
С 30 мая 2023 года банки, реализующие ипотечные программы с экстремально низкими нерыночными ставками, должны будут формировать дополнительные резервы по таким ссудам, выданным после 15 марта 2023 года
С 30 мая 2023 года банки, реализующие ипотечные программы с экстремально низкими нерыночными ставками, должны будут формировать дополнительные резервы по таким ссудам, выданным после 15 марта 2023 года
Речь идет о так называемой «ипотеке от застройщика» со ставками вплоть до 0,1%, которые достигаются за счет завышения цены приобретаемой квартиры на 20 — 30%. Эту разницу застройщик затем в виде комиссии платит банку для компенсации его выпадающих доходов. Регулирование Банка России будет ограничивать распространение таких схем и способствовать снижению рисков.
Под повышенное резервирование подпадают ипотечные кредиты, полная стоимость которых существенно ниже рыночного уровня (рыночной процентной ставки, РПС) — в качестве такового применяется значение доходности 10-летних ОФЗ, усредненное за три предшествующих дате выдачи календарных месяца (если кредит выдается в рамках госпрограмм, то за вычетом размера возмещения). Резерв увеличивается на 30%, если ПСК ниже РПС более чем на 1/5, и на 50% — если ниже более чем на 1/2.
Для обеспечения единообразного применения введенных мер с 7 апреля 2023 года на сайте Банка России в первый рабочий день месяца публикуется РПС по состоянию на первое число отчетного месяца.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
12.04.2023
Правительством определены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений
Правительством определены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений
Реализованы положения Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, в соответствии с которым Правительство вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Предусмотрены в том числе условия об обязанностях и правах подрядчика, заказчика, о гарантии качества и цене контракта.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
12.04.2023
Банк России обновил порядок приведения в соответствие уставного капитала и величины собственных средств страховщиков
Банк России обновил порядок приведения в соответствие уставного капитала и величины собственных средств страховщиков
Если величина собственных средств (капитала) оказывается ниже размера оплаченного уставного капитала, определенного уставом, страховая организация должна увеличить величину собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, а в случае невозможности ее увеличения — уменьшить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) с соблюдением требований к минимальному размеру уставного капитала страховой организации.
Установлены срок и порядок действий по приведению в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала).
Признано утратившим силу Указание Банка России от 12 сентября 2018 года N 4901-У.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Обновлены формы направления сведений, информации и документов, указанных в пункте 3 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения
Обновлены формы направления сведений, информации и документов, указанных в пункте 3 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения
Указанное положение утверждено Постановлением Правительства от 12 апреля 2013 г. N 327.
Также настоящим документом утверждены требования к заполнению и направлению новых форм.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минобрнауки от 25 сентября 2020 г. N 1234.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Опубликован стандарт Банка России по обеспечению безопасности финансовых сервисов с использованием технологии цифровых отпечатков устройств СТО БР БФБО-1.7-2023
Опубликован стандарт Банка России по обеспечению безопасности финансовых сервисов с использованием технологии цифровых отпечатков устройств СТО БР БФБО-1.7-2023
Стандарт устанавливает рекомендации по обеспечению организациями банковской системы и иных сфер финансового рынка контроля идентификаторов доступа пользовательских устройств методом формирования и обработки цифровых отпечатков устройств при дистанционном предоставлении банковских и финансовых услуг.
Под цифровым отпечатком в документе понимается идентификатор, сформированный из значений параметров устройства и позволяющий его идентифицировать при получении пользователем банковских и финансовых услуг.
Документом закреплены, в частности, алгоритм формирования цифрового отпечатка, рекомендации по хранению цифрового отпечатка, а также рекомендации по его применению.
Цифровой отпечаток устройства формируется в целях: выполнения мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента; выявления цепочек связанных операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиента; выявления устройств, неоднократно задействованных при реализации компьютерных атак/инцидентов; использования в качестве фактора аутентификации.
Стандарт рекомендован к использованию при совершении банковских и финансовых операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Минфином даны разъяснения по вопросам участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц для целей получения субсидий
Минфином даны разъяснения по вопросам участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц для целей получения субсидий
Российские юрлица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов, не вправе являться получателями предусмотренных статьями 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и предусмотренных статьей 80 БК РФ бюджетных инвестиций.
Сообщается, что данные ограничения распространяются только в отношении лиц, являющихся получателями субсидии, и не распространяются на иных лиц, получающих средства от получателя субсидии, в том числе заемщиков по программам льготного кредитования.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Расширен перечень сведений, которые включаются в состав информации о заключенных, измененных и расторгнутых (прекращенных) специальных инвестиционных контрактах
Расширен перечень сведений, которые включаются в состав информации о заключенных, измененных и расторгнутых (прекращенных) специальных инвестиционных контрактах
В том числе поправками предусмотрено включение следующих сведений: общий объем уплаченных налогов, сборов, страховых взносов и таможенных пошлин, а также общее количество рабочих мест, созданных в ходе реализации инвестиционных проектов по специальным инвестиционным контрактам в отчетный период и в период с даты начала реализации специальных инвестиционных контрактов до окончания отчетного периода (включительно).
Также дополнены сведения, включаемые в состав информации о результатах реализации инвестиционных проектов.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Призывные повестки, направленные через портал Госуслуг или заказными письмами, предлагается приравнять к повесткам, полученным лично в руки или от работодателя
Призывные повестки, направленные через портал Госуслуг или заказными письмами, предлагается приравнять к повесткам, полученным лично в руки или от работодателя
Повестка в электронной форме считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе. Гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации. Неявка без уважительной причины по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер, направленных на обеспечение его явки, в виде:
запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
запрета на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
приостановки на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами и запрета на их регистрацию;
отказа в заключении кредитного договора, договора займа.
Решение о принятии указанных временных мер формируется в Реестре воинского учета в автоматическом режиме и направляется гражданину в личный кабинет на портале Госуслуг, а также заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат. Оповещение граждан об этом будет осуществляться автоматически через Реестр воинского учета с использованием портала Госуслуг. При этом гражданам будет обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов при их личной явке в военный комиссариат либо с использованием личного кабинета на портале Госуслуг. Гражданам, поставленным на воинский учет без личной явки в военный комиссариат, при необходимости могут направляться повестки, в том числе в электронной форме, для сверки имеющихся сведений, а также для получения документов воинского учета.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Внесены изменения в порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность в отраслях транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, связи и информационных технологий
Внесены изменения в порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность в отраслях транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, связи и информационных технологий
Уточнения касаются, в числе прочего, условий, при соблюдении которых принимается обеспечение регрессных требований Российской Федерации, порядка предоставления и представления ФНС и СФР агенту Правительства РФ справок в отношении соответствующих принципалов, кредиторов, а также поручителей, перечня сведений, включаемых в договор о предоставлении гарантии по облигационному займу, заключаемый Минфином с принципалом и агентом Правительства РФ, и прочее.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
11.04.2023
Предлагается продлить срок обращения физлиц, ИП и субъектов МСП к кредиторам за предоставлением «кредитных каникул»
Предлагается продлить срок обращения физлиц, ИП и субъектов МСП к кредиторам за предоставлением «кредитных каникул»
Продлен до 31 декабря 2023 года срок, в течение которого указанные лица вправе обратиться с требованием о предоставлении «кредитных каникул» в отношении кредитного договора, заключенного до 1 марта 2022 года (сейчас данный срок ограничен датой 31 марта 2023 года).
Первоначально законопроект N 87705-8 предусматривал увеличение максимального размера микрозаймов с 5 до 7 млн рублей. Теперь его текст полностью изменен, в нем идет речь только о продлении «кредитных каникул».
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
10.04.2023
Предлагается утвердить обновленный Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Предлагается утвердить обновленный Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение
Предполагается, что новый перечень будет подлежать применению с 1 сентября 2023 года.
Планируется признать утратившими силу Приказ Минобрнауки от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» и изменяющие его акты.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
10.04.2023
В рамках программы промышленной ипотеки льготный кредит можно получить не только в целях приобретения, но и на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов недвижимости для промышленного производства
В рамках программы промышленной ипотеки льготный кредит можно получить не только в целях приобретения, но и на строительство, модернизацию и реконструкцию объектов недвижимости для промышленного производства
Одновременно установлен ряд условий, в частности:
для строящихся, модернизируемых и реконструируемых объектов установлен норматив стоимости 1 кв. м — не более 90 тыс. рублей;
для приобретаемой недвижимости — не более 75 тыс. рублей в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге и не более 50 тыс. рублей — в других субъектах РФ.
Процентная ставка по льготному кредиту не изменилась и составляет 3 процента годовых для технологических компаний и 5 процентов годовых для иных заемщиков. Максимальная сумма кредита 500 млн рублей.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
10.04.2023
Ко второму чтению подготовлен законопроект, которым иностранными инвесторами в стратегические хозяйственные общества признаются граждане РФ, имеющие вид на жительство в другой стране
Ко второму чтению подготовлен законопроект, которым иностранными инвесторами в стратегические хозяйственные общества признаются граждане РФ, имеющие вид на жительство в другой стране
Законопроект, согласовывающий с нормами ГК РФ положения о правовых последствиях недействительности ничтожных сделок, совершенных в рамках осуществления иностранных инвестиций в организации, чья деятельность имеет стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства, дополнен соответствующими положениями.
Согласно внесенным дополнениям иностранными инвесторами признаются также российские граждане, получившие вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.
Кроме этого, изменениями уточняется порядок взыскания в доход Российской Федерации имущества недобросовестного иностранного инвестора при применении судом последствий недействительности ничтожной сделки.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
10.04.2023
Конституционный Суд обязал законодателей субъектов РФ устранить пробелы в вопросе возбуждения дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Конституционный Суд обязал законодателей субъектов РФ устранить пробелы в вопросе возбуждения дел об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Пункт 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы не соответствует Конституции РФ, поскольку он в течение длительного времени не определяет должностных лиц, которые могут возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 «Нарушение тишины и покоя граждан в Москве» КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан, не обеспечивая тем самым надлежащего механизма привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение.
В отсутствие заключенного между МВД России и Правительством Москвы соглашения о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, КоАП Москвы порождает соответствующий пробел, который подрывает законные ожидания граждан относительно того, что установленные законодателем меры административной ответственности будут надлежащим образом применяться.
Законодателю города Москвы и законодателям иных субъектов РФ (в случае аналогичного регулирования рассмотренного вопроса в иных регионах) надлежит внести в свои акты необходимые изменения.
Впредь до внесения таких изменений протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан уполномочены составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций города Москвы. При этом должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны оказывать содействие в привлечении к административной ответственности виновных в совершении указанных административных правонарушений и при отсутствии соответствующего соглашения между МВД России и Правительством Москвы.
Кроме этого, Конституционным Судом в настоящем Постановлении дана оценка признанным соответствующими Конституции РФ положениям абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзаца первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предложения второго части 1 статьи 28.4 КоАП РФ.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
10.04.2023
Принято решение о субсидировании НИОКР в целях создания отечественных лекарственных препаратов, замещающих зарубежные аналоги
Принято решение о субсидировании НИОКР в целях создания отечественных лекарственных препаратов, замещающих зарубежные аналоги
К НИОКР, выполняемым в рамках инновационных проектов, отнесены в том числе разработка лекарственного средства, включая доклинические исследования, разработка технологий производства фармацевтических субстанций, разработка составов и технологий производства лекарственных препаратов, а также проведение иных работ и мероприятий, необходимых для получения регистрационного удостоверения лекарственного препарата.
При этом инновационным признается проект, направленный на создание замещающего лекарственного препарата, включающий в себя проведение необходимых для регистрации клинических исследований и получение регистрационного удостоверения.
Максимальный размер субсидии для разработки биологического лекарственного препарата установлен в размере 100 млн рублей, для разработки иного лекарственного препарата — 50 млн рублей.
Максимальный срок реализации инновационного проекта, в рамках которого разрабатывается биологический лекарственный препарат, составляет 4 года, для иного лекарственного препарата — 2 года.
Средства субсидии могут покрывать до 100% затрат на проведение НИОКР.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
10.04.2023
Установлены особенности приема на обучение по программам высшего образования и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2023 году
Установлены особенности приема на обучение по программам высшего образования и программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2023 году
Указанные особенности распространяются на граждан РФ, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств.
Кроме этого, документом определены особенности приема на обучение в российские вузы лиц, признанных гражданами РФ в связи с принятием в ее состав новых субъектов, а также лиц, являющихся постоянно проживавшими на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей на день их принятия в Российскую Федерацию гражданами РФ.
Предусмотрено, в частности, что вступительные испытания для указанных лиц будут проходить в порядке, определяемом образовательной организацией.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
09.04.2023
Уточнен порядок формирования перечня спиртосодержащих лекарственных препаратов, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которых не распространяется действие Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта
Уточнен порядок формирования перечня спиртосодержащих лекарственных препаратов, на деятельность по производству, изготовлению и (или) обороту которых не распространяется действие Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта
Пересмотрены критерии включения в перечень и исключения из него, процедура внесения изменений в перечень, порядок размещения на официальном сайте Минздрава проекта перечня или проекта внесения изменений в перечень.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
09.04.2023
Уточнены требования к гарантирующим поставщикам в целях обеспечения качественного и своевременного обслуживания потребителей электрической энергии (мощности)
Уточнены требования к гарантирующим поставщикам в целях обеспечения качественного и своевременного обслуживания потребителей электрической энергии (мощности)
Закрепляется перечень информации, которую гарантирующий поставщик ежегодно, с 2024 года публикует на своем официальном сайте. Расширяются возможные каналы коммуникации с потребителями.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>
09.04.2023
Продлены сроки действия поверок бортовых устройств системы «Платон»
Продлены сроки действия поверок бортовых устройств системы «Платон»
Сроки действия поверок в отношении находящихся в эксплуатации и введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2023 г. бортовых устройств продлеваются на 24 месяца со дня, следующего за днем окончания указанных сроков.
Внесение изменений в сведения ФГИС «АРШИН» в части, касающейся указанного продления сроков, не требуется.
Копировать ссылку >> Открыть в новом окне >>