Его составляют каждый квартал на основе обращений, которые поступают, в том числе, в региональные центры общественного контроля, через официальные сайты, по электронной почте, во время приема граждан. За 2021 год в адрес общероссийского центра НП «ЖКХ Контроль» и региональных центров поступило около 29 тысяч обращений.
Интересным моментом, отмеченным экспертами «ЖКХ Контроль», стало практически равное количество обращений по вопросам, связанным с платой за жилое помещение и коммунальные услуги (4 043 обращения — 14 процентов от их общего числа) и качество услуг, за которые взимается плата (4 039 обращений — 14 процентов).
«Постепенно у собственников жилья формируется осознанная позиция в отношении соответствия качества услуг с их ценой, — сообщил «РГ» исполнительный директор НП «ЖКХ «Контроль» Сергей Сохранов. — За аналогичный период 2020 года указанные позиции существенно расходятся».
Если проанализировать, что людей больше всего беспокоило в жилищно-коммунальной сфере за последние три года, то можно выделить четыре «болевые точки»:
1. Качество услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах: 15,5 процента — в 2019 году, 16,3 процента — в 2020 году и 14 процентов — в 2021 году.
2. Плата за ЖКУ. Один из самых крупных блоков проблем и до сих пор непонятный для граждан. Первое место рейтинга в 2019 году (15,7 процента) и 2021-м (14 процентов), второе место — в 2020 году (14 процентов).
«Собственники жилья зачастую игнорируют предложения управляющих организаций об установлении нового размера платы, не понимая содержание представленных документов. В тех домах, где действуют советы домов, выявляются случаи саботирования их работы, направленной на установление корректного размера платы, — пояснил «РГ» Сергей Сохранов. — Также непрозрачными для граждан, судя по их обращениям, являются схемы перерасчетов за некачественно оказанные услуги, расчеты субсидий и компенсаций. Сложности возникают и с перерасчетом платы за периоды временного отсутствия граждан».
Отдельная история с платой за отопление. Как правило, самым болезненным моментом является вход в отопительный период. При достаточно теплых погодных условиях внезапно «выходят из строя» общедомовые приборы учета. И собственники получают начисление платы по нормативу или по средней величине потребления, что приводит к увеличению их расходов на оплату коммунальной услуги.
3. Управление многоквартирными домами. Люди стабильно недовольны, как работают управляющие компании и советы многоквартирных домов (3108 обращений — в 2019 году, 3948 — в пандемийном 2020 году и 3393 — в 2021 году).
Чаще всего жалуются на аварийно-диспетчерские службы. Где-то их вообще нет, а где-то попросту работают спустя рукава.
«До сих пор не достигнут показатель «одного окна» при обращении граждан по вопросам, связанным с содержанием общего имущества и качеством коммунальных услуг, — считает Сергей Сохранов. — Сохраняется отфутболивание граждан, при котором они вынуждены обращаться по разным телефонам аварийных служб. Тогда как это является задачей диспетчера аварийно-диспетчерской службы управляющей организации».
4. Качество предоставляемых коммунальных услуг.
В прошлом году был отмечен резкий скачок таких жалоб. Год от года обращений и нареканий по этому поводу становится все больше: если в 2019-ом — 2220 обращений, то в 2021 — уже 3642.
«Нас особенно удручает такой показатель роста на фоне многочисленных финансовых вливаний за счет бюджетов разных уровней, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры, — пояснил исполнительный директор «ЖКХ «Контроль» Сергей Сохранов. — Результаты таких проектов зачастую минимизируются бездействием организаций, осуществляющих управление домами. Они не предпринимают мер, чтобы обеспечить надлежащую работу внутридомовых инженерных систем».
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимо внести поправки, предусматривающие ответственность лица, осуществляющего деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного дома и/или поставщика коммунального ресурса за несвоевременное и/или ненадлежащее обслуживание и эксплуатацию. А также за несвоевременную поверку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
В Жилищный кодекс РФ. Добавить положения, обязывающие управляющие компании подписывать акты приемки выполненных работ председателем совета многоквартирного дома. Сейчас такое право или обязанность предусматривается договором управления многоквартирным домом.
Эксперты «ЖКХ Контроль» предлагают также ввести такую норму: если пять дней собственника нет дома — можно требовать перерасчета за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО).
«Выделение ТКО в отдельную строку от коммунальных услуг подтвердило, что проблема сортировки, вывоза и утилизации отходов остается до сих пор одной из самых проблемных, — прокомментировал «РГ» Сергей Сохранов. — Даже спустя три года активной фазы «мусорной реформы» порядок в этой сфере до сих пор не наведен. Львиная доля обращений касалась долгов, выставленных «пачками» должникам по строке «обращение с ТКО». Под конец 2021 года суды стали массово штамповать судебные приказы по обращениям мусорных региональных операторов, поскольку с 2022 года истекает срок исковой давности по первым платежам, выставлявшимся с 2019 года».
Сергей Сохранов считает, что снизить остроту этой проблемы можно, внеся изменения в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. От 01.02.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
По его словам, людям надо предоставить возможность проведения перерасчета платы за вывоз твердых коммунальных отходов при отсутствии собственника помещения более 5 дней подряд. В том случае, если плата за вывоз ТКО взимается, исходя из количества квадратных метров, принадлежащих этому собственнику. «Пока такого права потребители лишены», — уточняет Сохранов.
Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере, итоги 2021 года (ТОП-10 тем обращений в региональные центры «ЖКХ Контроль»)