«По итогам проведенного мониторинга наши эксперты готовят обращение к правительству с предложением приравнять распространение вредоносных ссылок в рекламной выдаче к распространению запрещенного контента и назначить за эту деятельность оборотные штрафы», — цитирует руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгению Лазареву.
В мае 2021 года ОНФ запустил платформу «Мошеловка» по выявлению в Сети мошенников и борьбе с ними. Эксперты проекта вместе с волонтерами обрабатывают поступающие от граждан обращения, систематизируют их, а затем передают в Центробанк, МВД, прокуратуру и другие профильные надзорные ведомства.
Наиболее серьезные претензии у экспертов проекта «Мошеловка» накопились к рекламе в российском сегменте поисковика Google. Выяснилось, что на этом сайте содержится огромное число вредоносных ссылок, часть из которых ведет на поддельные сайты банков и их личные кабинеты. Кроме того, эксперты обнаружили в рекламе, размещенной в поисковике, ссылки на фейковые финансовые организации и другие поддельные ресурсы, а также на зараженные веб-адреса. Точное количество вредоносных ссылок в российском сегменте рекламного сервиса Google установить не удалось. Эксперты предполагают, что счет идет на тысячи. Все ссылки оперативно передаются в Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Центробанка и их тут же блокируют. Однако на следующий день в «Мошеловку» поступают новые жалобы на ту же самую рекламу, но с обновленными адресами фишинговых ссылок.
Большинство вредоносных ссылок зарегистрировано не в российском сегменте интернета. «Это создает препятствия для защиты пользователей, расследования случаев заражения или кражи данных. А о возврате потерь речи вообще не идет», — рассказала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева, добавив, что не должно иметь значения, в какой юрисдикции находится сервис.
«В России, на наш взгляд, это хорошо понимают. Отличный пример тому — маркирование ссылок «Яндексом» и самостоятельная блокировка нашими поисковиками вредоносных страниц в своей выдаче. Нам понятна система работы Google, но мы не можем не замечать запредельного количества фишинга, распространяемого его рекламным сервисом, и катастрофического ущерба наших граждан от такой рекламы», — заявила эксперт.
Замруководителя исполкома ОНФ Сергей Горбунов считает, что крупные интернет-корпорации должны нести уголовную и финансовую ответственность за такой контент. «Реклама мошеннических сайтов постоянно появляется в Google и Meta (бывший Facebook. — Прим. «РГ»), но компании ничего не делают для решения этой проблемы. Мы считаем необходимым ввести для них принцип «защищай или плати». Они должны возмещать потери пользователей, оплачивая свое бездействие», — заявил Горбунов.