«Авторским правом не охраняются идеи, концепции и т. д., не выраженные в материальной форме, — говорит член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. — Полный перечень содержит п. 5 ст. 1259 ГК: идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».
То есть, продолжает она, если вы реализуете какую-либо идею по-своему, плагиатом считаться это не будет. «Но если же вы будете копировать чужой дизайн, текст, фото или иные произведения, а особенно использовать очень похожий товарный знак, то здесь уже будет нарушение», — отмечает Спиридонова.
По ее словам, чтобы защитить свою бизнес-идею, выраженную уже каким-либо образом материально, лучше зарегистрировать свои права на реализованные идеи, запатентовав ее. «Закон охраняет такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, как произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ, базы данных; исполнения и фонограммы; изобретения, полезные модели и промышленные образцы; ноу-хау; фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания; и так далее», — сказала юрист.
Согласно закону, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован. Кстати, недавно правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий гражданам на себя товарные знаки. По действующим правилам это могут сделать только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
«Если украли вашу идею, то сначала можно попробовать уладить дело в претензионном порядке — договорившись с нарушителем, — рекомендует Спиридонова. — Если же такой способ вас не устраивает, то защитить свое нарушенное право можно через суд — запретить этим лицам использовать товарный знак, а также получить компенсацию. Однако следует помнить, что судебный процесс потребует больших издержек, поэтому очень важно понимать перспективы удовлетворения исковых требований».
В свою очередь партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников поясняет: для того, чтобы идея защищалась законом, ей нужно придать какое-то объективное выражение и оформить документами или даже зарегистрировать, чтобы она приобрела форму той или иной интеллектуальной собственности.
«Даже такой вид интеллектуальной собственности, как секрет производства (ноу-хау), который ближе всего к понятию «идея», требует серьезной работы по документальному оформлению факта его существования, чтобы его можно было защищать, — говорит Ситников. — Поэтому, намереваясь использовать чужую идею, следует в первую очередь оценить, охраняется ли она как тот или иной объект интеллектуальных прав. Остальное — вопросы нравственного, а не юридического характера».
Общие правила таковы: создание собственного оригинального продукта — это здоровая конкуренция, а паразитирование на чужом — недобросовестное поведение.
«Однако если в основу продукта просто положены схожие или одинаковые задумки, это не всегда означает, что имело место нарушение интеллектуальных прав или недобросовестная конкуренция, — говорит адвокат. — На компенсацию может рассчитывать тот, кто заранее позаботился о формировании из своей идеи охраняемого объекта. Например, создал произведение дизайна и может подтвердить факт и момент его создания документами, зарегистрировал товарный знак. Или позаботился о том, чтобы бренд приобрел характеристики коммерческого обозначения, получил патент на изобретение или создал условия для его охраны как секрета производства. Если после этого вы обнаружите, что кто-то использует объект ваших прав, вы вправе требовать пресечения нарушения, а также взыскания убытков или установленных законом компенсаций».
Он подчеркивает: интеллектуальное право не поощряет попытки «косметических» изменений и стимулирует участников рынка к созданию оригинальных продуктов.