Цель института расширенной ответственности производителей — формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизацию объемов захоронения отходов потребления.
Поправками предлагается постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров, за исключением упаковки, с учетом переходного периода — не менее 10% ежегодно с 2023 года.
Предусмотрено, что в случае недостижения норматива утилизации сумма экологического сбора, подлежащая уплате, должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и достигнутым объемом утилизации отходов, увеличенной в два раза, но не более 100%. Указанная норма подлежит применению с 1 января 2025 года.
При этом чем менее экологичным, трудно перерабатываемым является соответствующий товар или упаковка, тем выше ставка экологического сбора. Методика расчета ставок будет устанавливаться Правительством.
В отношении упаковки исключено использование термина «норматив утилизации» и предусмотрена обязанность обеспечить утилизацию отходов в отношении всей массы упаковки.
Для исключения практики заключения фиктивных договоров на утилизацию отходов от использования товаров поправками предусмотрено предоставление утилизаторами сведений о заключенных договорах на утилизацию, об объеме утилизированных отходов, а также наличии у них соответствующих мощностей по утилизации отходов. При выявлении недостоверной информации на объем неутилизированных отходов будет взиматься недоплаченный экологический сбор.
Кроме того, предлагается с 1 января 2025 года ввести запрет на реализацию товаров и упаковки в том случае, если в реестр не внесены сведения о производителях (а не товарах).