Сегодня Понедельник, 17 декабря, 2018 года

Указ Президента РФ от 06.05.2018 N 198 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу»

16.05.2018, 09:00

Определены цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и далее

Согласно утвержденным Основам промышленная безопасность представляет собой определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения — отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу.

Целями государственной политики в области промышленной безопасности являются предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.

В перечень принципов государственной политики в области промышленной безопасности включены в числе прочего:

соответствие задач и мер государственного регулирования в области промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на промышленных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;

минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;

снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;

внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;

неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах, а также возмещение такого вреда в полном объеме.

На период до 2025 года и дальнейшую перспективу к приоритетным направлениям государственной политики в области промышленной безопасности, в частности, относятся:

разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;

усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;

повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых принципов при осуществлении мероприятий по контролю в области промышленной безопасности;

сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;

развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;

урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция РФ в этой области не осуществляется.

В этой связи к основным задачам государственной политики в области промышленной безопасности отнесены в числе прочего:

обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;

внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;

разработка нормативно-правовой базы в части, касающейся создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной безопасности;

отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности;

повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы;

развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, о системах управления промышленной безопасностью, об авариях и инцидентах на промышленных объектах;

повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;

совершенствование механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий, за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;

разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов РФ;

совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня;

развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками;

внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности.

Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящими Основами, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию государственных и муниципальных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников.