Сегодня Понедельник, 17 декабря, 2018 года

Решение Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N АКПИ18-954 О признании частично не действующим Приказа Минтранса России N 142, Минтруда России N 230н от 12.04.2018 «О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта»

06.12.2018, 09:00

Верховный Суд РФ восстановил порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом

Признан не действующим с 21 мая 2018 г. Приказ Минтранса России и Минтруда России от 12 апреля 2018 г. N 142/230н "О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта" в части признания утратившим силу Приказа Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" в той мере, в которой данный приказ регламентирует порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом.

Верховный Суд РФ, в частности, указал следующее.

Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, определяло порядок аттестации исполнительных руководителей и специалистов согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте, на морском транспорте, на речном транспорте, на воздушном транспорте, на промышленном транспорте (утратило силу 21 мая 2018 г.).

С момента издания Положения в действующее законодательство были внесены изменения. Так, Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс внутреннего водного транспорта РФ дополнен статьей 34.1. В соответствии с пунктом 2 данной статьи правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Во исполнение требований федерального законодателя Приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. N 287 утверждены Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов, предусматривающие профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов.

Кодекс торгового мореплавания РФ, регулируя отношения, возникающие из торгового мореплавания, выделяет сферу морского транспорта.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам морским транспортом опасных грузов относится к лицензируемым видам деятельности (пункты 20, 21 части 1 статьи 12).

Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193, предусматривает в качестве лицензионного требования, предъявляемого к соискателю лицензии при выполнении работ по перевозкам морским транспортом опасных грузов, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (подпункт "в" пункта 5).

Нормативного правового акта, регулирующего порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, помимо Положения, не имеется. Признание утратившим силу названного Положения нарушает права организаций, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом, поскольку возможность получения соответствующей лицензии зависит от прохождения аттестации, порядок которой не установлен, а ранее действовавший порядок отменен оспариваемым нормативным правовым актом.